Портал
Версия для слабовидящих
Играем, и фонематический слух развиваем!

22 февраля 2017

Играем, и фонематический слух развиваем!

Человек владеет тремя видами слуха: физиологическим, музыкальным и речевым. Физиологический слух дан нам природой, музыкальный – развивается при ежедневных занятиях музыкой, а речевой слух способствует восприятию человеческой речи Способность человека различать на слух звуки речи, и есть фонематический слух, он  является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных  нарушений речи вполне может быть недоразвитие  фонематического слуха. В дальнейшем по его вине  возникают нарушения чтения и письма. В норме – в 2 года ребенок уже  имеет сформированный фонематический слух, он способен различать различные звуки, звукопроизношение ребенка развивается в пределах нормы. Но различные отклонения в развитии ребенка (физические, психические…) влияют на состояние речевого слуха.

Развитию фонематического слуха помогают несложные игры, которые проводит логопед на своих занятиях. А, значит, и родители смогут самостоятельно и продуктивно поиграть в них  со своими детьми и помочь им овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Упражнения на развитие фонематического слуха:

1. Игра «Что слышат твои ушки?» - предложите детям дома, на улице закрыть глаза и послушать, что можно услышать (свист чайника, звуки холодильника, проезжающей машины, лай собаки….). Можно послушать и угадать аудиозаписи звуков природы, животных, бытовых приборов.

2. Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

3. Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

4. Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

5. Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

6. Игра «Узнай, чей голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

7. Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

8. Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

9. Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

10. Игра «похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

11. Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

12.Игра «Чья песенка?». Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

13.Игра «Сколько звуков». Взрослый называет звуки, [А]; [А] [У]; [У] [А] [О], а ребенок на слух определяет и называет их количество.

14. Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

15. Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о).

Уважаемые родители! Внимание взрослых к речи детей в раннем и дошкольном возрасте  очень важно! Даже когда дети заняты игрой, старайтесь слышать, что и как они говорят, поправляйте в случае, если ребенок произносит слово неправильно или употребляет  неверно. Часто возникновение речевых нарушений - результат невнимания взрослых к детям, а также  собственная неграмотная речь. 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: